Прокат спортинвентаря не должен превращаться в бесплатную кормушку
Бизнес на прокате велосипедов и роликов — занятие хорошее, причём со всех точек зрения. В любом обществе не стыдно признаться, что зарабатываешь на полезном досуге. Но даже такая добрая услуга не должна предоставляться жителям в обход закона. Увы, с этим аргументом согласны не все предприниматели, работающие в Красноярске.
— Сегодня прокатом спортивного инвентаря в физкультурно-оздоровительном парке на территории острова Татышев, переданной МАУ “Дирекция СММ” на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут заниматься лишь победители аукциона на право пользоваться специальными модулями, — говорит Игорь Шлома, начальник правового отдела главного управления по физической культуре, спорту и туризму Красноярска. — Все остальные предприниматели работают там незаконно.
Всего на острове Татышев сейчас официально работают 13 предпринимателей, победивших на аукционе. Но на деле мест, где можно на время взять велосипед, там больше двух десятков. Более того, спортивно-оздоровительный парк на глазах превращается в арену битвы велопрокатчиков, они буквально встали стенка на стенку! Почему? Чтобы прояснить ситуацию, нужно разобраться в истории вопроса.
Остров Татышев стал любимой территорией досуга красноярцев совсем недавно. Проект по созданию здесь физкультурно-оздоровительного парка стартовал в 2008 году. До этого остров был полигоном для начинающих автомобилистов, все автошколы Красноярска считали Татышев своей площадкой.
В то время здесь уже было несколько пунктов проката велосипедов и роликов. Но и предпринимателям, и их клиентам мешали автолюбители. Да и дорожек явно не хватало, поэтому пришлось принимать действительно революционные меры. Машинам был полностью перекрыт въезд на остров, сама территория была объявлена безалкогольной зоной. И главное — здесь было построено несколько современных велодорожек.
— Спортивная инфраструктура острова создавалась на средства бюджета города, — вспоминает Владимир Мусиенко, заместитель руководителя Крассорта. — Впрочем, при строительстве так называемой народной велодорожки горожане активно подключились к сбору денег. И мы очень благодарны людям: с их участием был проложен один километр трассы. Но всё же основную финансовую, да и административную нагрузку по обустройству острова Татышев взял на себя муниципалитет.
Благодаря этим изменениям иметь свой пункт проката спортинвентаря на острове Татышев стало делом выгодным. Клиентов на территории, где есть всё необходимое для активного отдыха, хватает. Например, в этот июнь (в общем-то, весьма дождливый) в среднем услугами одой точки велопроката воспользовалось 50 человек в день. При этом стоимость одного часа составляет порядка 150 рублей. То есть минимальный доход за один такой месяц — 225 тысяч. Но, как правило, велосипед берут не на один час, и можно только предполагать, сколько зарабатывали прошлым жарким летом прокатчики, которые самовольно занимали там места: арендную плату не платили, только сдавали деньги на уборку и вывоз мусора.
В этом году было принято решение навести порядок в сфере велопроката на острове Татышев. По мнению представителей Красспорта, это вполне логично: бизнес должен подчиняться общим законам. С такими выводами согласились и многие красноярские предприниматели, занимающиеся предоставлением услуг по прокату спортинвентаря. Чтобы обеспечить всем заинтересованным компаниям равные возможности, места с готовыми модулями для велосипедов выставили на электронный аукцион. Но торги, организованные МАУ “Дирекция спортивно-массовых мероприятий”, чуть не сорвались.
— Процедура электронного аукциона — несложная, проблема была в другом, — говорит директор ООО “ДИАНА СПОРТ” Дмитрий Юрьев. — Предприниматели, которые в предыдущие годы стояли на острове, тоже приняли участие в торгах по местам на острове Татышев. Но не для того, чтобы работать по закону. Они специально завышали цены, чтобы затем отказаться от выигранных лотов и таким образом сорвать всю затею.
О том, что накануне аукциона среди велопрокатчиков — старожилов острова Татышев был настоящий сговор, говорят и другие участники того аукциона.
— Они завышали цену до вопиющей, затем отказывались от выигранного на торгах места, — подтверждает Валентина Мартынюк, директор ООО “Феникс”. — Сами вставали рядом уже бесплатно, по сути, отбирая у нас клиентов. Ещё говорят, что при распределении мест у них должны быть преимущества. Но за что? Что конкретно они сделали для развития острова?
В Красспорте все разговоры о преференциях для тех, кто в прошлые годы выдавал в прокат велосипеды на острове, тоже вызывают недоумение. Никаких вложений в спортивную инфраструктуру эти предприниматели не делали (только один из них во время сбора средств на народную велодорожку дал 20 тысяч рублей — для миллионного проекта это мизер). Велопрокатчикам предлагали организовать медпункт, но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Сегодня медик в физкультурно-оздоровительном парке есть, но появился он там стараниями дирекции спортивно-массовых мероприятий.
Сейчас Красспорт разрабатывает комплекс мер, чтобы убрать все незаконные пункты проката спортинвентаря с территории острова. Это поможет восстановить справедливость. В том числе и в отношении тех предпринимателей, которые занимаются бизнесом на местах, полученных в ходе аукциона. К слову, заплатить за право использовать модули на острове им пришлось немало (максимальная цена составила 398 тысяч рублей). И эти средства будут направлены на развитие физкультурно-оздоровительного парка: на них планируют построить детский городок, в котором ребятишки будут развлекаться бесплатно. А их родители смогут взять в аренду велосипеды. Стоит надеяться, что заплаченные ими деньги не пойдут в карман тех, кто просто наживается на парке, не отдавая ничего взамен.
Марина Миронова (газета "Городские новости")