25-27 ноября в Красноярске проходил XXV Всероссийский турнир по художественной гимнастике "Огни Енисея". В финальных выступлениях первой в упражнениях с обручем и лентой и второй с мячом и булавой стала известная красноярская гимнастка Светлана Путинцева. В нашу "звездную гостиную" спортсменка пришла со своим тренером Еленой Дмитриевной Босых.
- Света, давай с самого начала: как ты попала в художественную гимнастику?
С. П.: В 6 лет меня привели в этот вид спорта родители. Тогда я начала заниматься у Симашкевич Натальи Васильевны. У меня мама занималась гимнастикой, и мне тоже очень понравилось. Это красивый вид спорта и именно для девушек.
- У тебя сразу проявились способности?
С. П.: Ну, я думаю, я была довольно выразительная и артистичная, и это было заметно. Потом я перешла к Елене Дмитриевне. Мне было 11 лет.
Е. Д.: Это было в третьем классе. Наталья Васильевна ушла в декрет, и так получилось, что Света досталась мне в воспитанницы.
- Когда пришли первые успехи?
Е. Д.: Это был 99-й год. У нас проходят такие хорошие всероссийские соревнования "Юный гимнаст". И там в каждом возрасте отбираются сильнейшие гимнастки, причем сначала они проходят предварительный отбор, только затем следуют финалы. Света заняла там третье место. А когда мы поехали туда, то планировали попасть только в десятку, и тут такая неожиданность. А потом в 2000-м был большой успех, когда на первенстве России - мы тоже планировали быть где-то в восьмерке-десятке - а Света на предварительных соревнованиях стала третьей. Финал многоборья у нас прошел не очень удачно: она была шестая. Но в финалах отдельных видов она выступала так блестяще, что могли бы ей дать и первое место, но дали три вторых и два третьих. И мы произвели там такой фурор, что как раз после этого ее пригласили в Москву.
- Сколько времени ты проводишь дома вместе с родителями и сколько тратишь на поездки по соревнованиям?
С. П.: Когда у нас сборы в Новогорске в Москве, тогда я каждый выходной приезжаю домой. На соревнования я езжу обычно раз в месяц. Но когда выдается напряженный сезон, то раза три-четыре в месяц.
- Какой у тебя режим дня и график тренировок?
С. П.: Пол девятого у нас уже начинается тренировка, до половины одиннадцатого - хореография. Затем небольшой перерыв, и тренировка продолжается до часу. В час обед. И вторая тренировка с четырех до шести-семи. Потом отдых, сауна, бассейн. В субботу у нас одна тренировка, после чего я еду домой, когда отпускают. И в воскресенье у меня полный выходной.
- А как у тебя обстоят дела с учебой?
С. П.: Я учусь в училище олимпийского резерва. У меня свободное посещение, все предметы сдаю экстерном.
- Правда, что художницы едят йогурт вилками?
С. П.: Насчет вилок я не знаю (смеется). Мы действительно едим мало, но я не могу сказать, что мы не едим то-то или то-то. Мы себя, в принципе, не ограничиваем и едим все, но в малых количествах. И каждый следит за своим питанием сам.
Е. Д.: Я могу сказать, что у них на базе в Новогорске очень правильное сбалансированное питание: в основном, салаты, сухофрукты, икра, мясные блюда. От этого не поправляешься, но в то же время есть все, что необходимо для организма.
- Какие соревнования тебе запомнились больше всего?
С. П.: Это безусловно чемпионат Европы в Швейцарии в 2001 году. Там я выступала в групповом упражнении со скакалками, и мы заняли первое место.
- Какие у тебя ближайшие планы?
С. П.: Через несколько дней я поеду на турнир в Омск, затем у нас будет Кубок России в Пензе.
- А как насчет Олимпиады?
Е. Д.: В Афины у нас от страны попадает всего две гимнастки: почти стопроцентно это будут Чащина и Кабаева. Запасные варианты, конечно, рассматриваются: это Сесина, Капранова, и Света, в принципе, тоже. Но когда два места от страны, попасть очень сложно. Что касается, следующих Олимпийских игр, то до них еще надо дожить. А это очень трудно: четыре года это большой срок. Хотя никто не думал, что Кабаева и Чащина эти четыре года сумеют продержаться. Когда Алина в Сиднее уронила обруч и не стала чемпионкой, все думали, как же ей еще четыре года тянуть - она не вытянет. Но она держится и по-своему прогрессирует. Видно, будет.
- Насколько сильна конкуренция в сборной?
Е. Д.: Очень сильная. Если кто-то чуть-чуть сбавляет результаты или внешне меняешься не в лучшую сторону, того отправляют с Новогорска, где у них основная база, тренироваться в другие места - в Москве, но попроще. Поэтому приходится все время бороться за право тренироваться в центре.
- Света, какие отношения у тебя с подругами по команде?
С. П.: Мы все дружим между собой, как одна большая дружная семья. Поддерживаем друг друга во время тренировок. На соревнованиях мы, конечно, соперницы, но за пределами ковра мы подруги. У меня со всеми девочками хорошие отношения, но лучше всего с Олей Капрановой, Динарой Гиматовой. Ира Чащина и Алина меня тоже всегда поддерживают, иногда помогают.
Е. Д.: Но они все равно относятся к ней, как к младшей. Разница в четыре-пять лет дает о себе знать.
- Есть у тебя какой-то свой элемент, который выполняешь только ты?
Е. Д.: Есть прыжок, который выполняет только Света: она выпрыгивает в разножку и приземляется на шпагат - это очень эффектно. Это придумала Ирина Александровна Виннер, и Света сделала. Это довольно-таки травмоопасный элемент, больше его не смог никто повторить.
- Ты уже думала, чем будешь заниматься после того, как оставишь спорт?
С. П.: Честно говоря, я не представляю себя без гимнастики. Пока буду тренироваться, учиться. Грандиозных планов на будущее я еще не строила.